«Муза осажденного Ленинграда

27 января — День полного освобождения Ленинграда

 от фашистской блокады

 

Ежегодно 27 января в нашей стране отмечается День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год). Это День воинской славы России, который был установлен в соответствии с Федеральным законом «О днях воинской славы (победных днях) России» от 13 марта 1995 года. 27 января 1944 года закончилась героическая оборона города на Неве, продолжавшаяся на протяжении 872 дней. Немецким войскам так и не удалось вступить в город, сломить сопротивление и дух его защитников.

 У Победы лицо девчоночье,

А оно как могильный ком,

У Победы лицо не точеное,

А очерченное штыком.

У Победы лицо нарыдавшееся,

Лоб ее как в траншеях бугор.

У Победы лицо настрадавшееся —

Ольги Федоровны Берггольц.

 Е.Евтушенко

 

Известие о начале войны застало Ольгу Берггольц в Ленинграде. Уже в июне 1941 года она пишет стихи о Родине.

 

Мы предчувствовали полыханье

этого трагического дня.

Он пришел. Вот жизнь моя, дыханье.

Родина! Возьми их у меня!

Он настал, наш час, и что он значит —

только нам с Тобою знать дано.

Я люблю Тебя — я не могу иначе,

я и Ты по-прежнему — одно.

 8 сентября Ленинград был блокирован.

 Несмотря на тихий, деликатный голос, ее взяли работать на ленинградское радио. Она читала родному и любимому городу стихи. Она подбадривала его, утешала, вливала в него свои силы. Маленькая, истаявшая от дистрофии женщина, автор детских книжек, вдруг стала символом стойкости ленинградцев.

Тихий голос Ольги Берггольц стал голосом долгожданного друга в застывших и темных блокадных ленинградских домах, стал голосом самого Ленинграда.

 Она делала репортажи с фронта, читала их по радио. Ее голос звенел в эфире три с лишним года, почти ежедневно обращаясь к героическому городу. Ее голос знали, ее выступления ждали. Ее слова, ее стихи входили в замерзшие, мертвые дома, вселяли надежду, и Жизнь продолжала теплиться.

 

Товарищ, нам горькие выпали дни,

Грозят небывалые беды,

Но мы не забыты с тобой, не одни, –

И это уже победа.

Да здравствует суровый и спокойный,

Глядевший смерти в самое лицо,

Удушливое вынесший кольцо,

Как человек, как труженик, как воин!

Сестра моя, товарищ, друг и брат, –

Ведь это мы, крещенные блокадой,

Нас вместе называют – Ленинград.

 Поэтесса выступала перед ленинградцами на фабриках и заводах, в воинских частях и на кораблях Балтийского флота. «Я работала еще на так называемой контрпропаганде (диктовала свои обращения к гитлеровским войскам) » – писала она в автобиографии. Недаром она была внесена немцами в список лиц, подлежащих после взятия города немедленному уничтожению.

 Есть много свидетельств, как людям помогало ее слово, становившееся хлебом, как она умела находить сердечные слова:

 

«Что может враг? Разрушить и убить. И только. А я могу любить…»

 Ее выступления в последствии называли «феноменом Берггольц»: поэтесса создавала произведения, рассчитанные, прежде всего, на восприятие «с голоса».

Стихи были точно документированы и посвящены конкретным событиям из жизни блокадного Ленинграда.

 Ее стихи помогли ленинградцам выжить в насквозь промёрзшем блокадном городе и не потерять человеческого достоинства. Умирающие от истощения люди слушали обращения поэтессы и укреплялись в вере дожить до Победы.

 В осажденном Ленинграде О. Берггольц написала свои лучшие стихи и поэмы. Стихи «Письма на Каму», «Разговор с соседкой», поэмы «Февральский дневник» (1942), «Памяти защитников» (1944), «Твой путь» (1945); сборники «Ленинградская тетрадь» (1942), «Ленинград» (1944) вошли в книгу Ольги Берггольц «Говорит Ленинград» (1946).

Книга русской поэтессы и журналистки Ольги Берггольц «Говорит Ленинград» о жизни блокадного Ленинграда рассказывает о работе радио в годы Великой Отечественной войны.

Что значило радио для жителей блокадного Ленинграда?

Ольга Берггольц вспоминала:

«На улицах Ленинграда люди уже падали с ног от голода… Один район за другим погружался во тьму, подобную полярной ночи, иссякала энергия, уходил из города свет, замирало движение.

И сплошь и рядом оказывалось, что у ослабевшего, полумёртвого ленинградца существует только одна форма связи с внешним миром, это — «тарелка» радио. Отсюда, из этого чёрного круга на стене, доходили до человека людские голоса… Даже если радио не говорило, а только стучал метроном — и это означало, что город жив, что его сердце бьётся…»

Нет, настоящий поэт не умирает, он остаётся жить в своих свершениях.

Ольга Берггольц – поэт, который «всем смертям на зло» победила смерть.

Комментарии запрещены.